Вторник, 19.03.2024, 14:26
Приветствую Вас, Гость

Логопедический массаж

 

 Активная артикуляционная гимнастика (советы медсестры логопедического массажа для родителей)

При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезий.Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцировать включения различных мышц плавность, симметричность движений, скорость включения и переключения.

Упражнения для развития мимических мышц лица:

1. закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз;

2. нахмуривание бровей;

3. поднимание бровей (образование продольных морщин);

4. надувание щёк;

5. проглатывание слюны;

6. открывание и закрывание рта;

7. жевательные движения.

 

Пассивные упражнения кистей и пальцев рук.

   Перед проведением работы по формированию функциональных возможностей кистей и пальцев рук необходимо добиваться нормализации мышечного тонуса верхних конечностей. Расслаблению мышц способствует потряхивание руки по методике Фелпса (захватив предплечье ребенка в средней трети, производят легкие качающе-потряхивающие движения).

   Далее проводят массаж и пассивные упражнения кистей и пальцев рук: 

поглаживающие, спиралевидные, разминающие движения по пальцам от кончика к их основанию;

похлопывание, покалывание, перетирание кончиков пальцев, а также области между основаниями пальцев;

поглаживание и похлопывание тыльной поверхности кисти и руки (от пальцев до локтя); 

похлопывание кистью ребенка по руке педагога, по мягкой и жесткой поверхности; 

вращение пальцев (отдельно каждого);  

круговые повороты кисти; 

отведение-приведение кисти (вправо-влево); 

движение супинации (поворот руки ладонью вверх)-пронации (ладонью вниз). Супинация кисти и предплечья облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца (игра «Покажи ладони», движения поворота ключа, выключателя); 

поочередное разгибание пальцев кисти, а затем сгибание пальцев (большой палец располагается сверху);

щеточный массаж (тыльной поверхностью кисти от кончиков пальцев к лучезапястному суставу, а также кончиков пальцев). Используются щетки различной жесткости;  противопоставление большого пальца остальным (колечки из пальцев);

противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук.

   Все движения тренируются сначала пассивно, затем пассивно-активно и, наконец, активно на специальных занятиях, а также во время бодрствования ребенка — при одевании, приеме пищи, купании, игре.

   Для стимуляции изолированных движений указательного пальца используют следующие упражнения: надавливание указательным пальцем на кнопки, издающие звук предметы, выключатели, клавиши фортепиано, пластилин; рисование фигур на песке, вращение диска телефона, нанесение отпечатков пальца на бумагу. Для тренировки противопоставления и отведения-приведения большого пальца используют следующие упражнения: сдавливание мягких звучащих игрушек указательным и большим пальцами, раздвигание ножниц или надетой на два пальца мягкой резинки, рукопожатие, игры с маленькими куклами, надевающимися на пальцы. Для тренировки захвата предметов двумя пальцами полезны собирание предметов различной величины (сначала крупных, затем мелких), рисование карандашом, куском мела, удерживание чашки за ручку. Движения приведения и отведения кисти тренируются при закрашивании рисунков, стирании горизонтальных линий ластиком. Отдельные движения кисти закрепляют и совершенствуют, включая их в разнообразную предметную деятельность, в навыки самообслуживания и письма.

Медсестра логопедического массажа

Малосай Светлана Владимировна